Tuesday, May 12, 2015

Способы натяжения троллея

Троллеи используются в высотных работах для перемещения грузов, материалов, а порой и самих работников. В этой статье мы рассмотрим один из вопросов, возникающих при создании троллея – способы его натяжения.

Фото: Brent Jennings
Предварительное замечание: Представленный далее материал не является исчерпывающим. Неправильное понимание или применение технических приёмов на высоте может стать причиной тяжёлых травм или смерти.

Помните: троллей – потенциальный источник возникновения высоких нагрузок. Следует ограничивать силу натяжения и использовать надёжные опоры и анкерные устройства для его закрепления.

Натяжение троллея при помощи спускового устройства (Petzl ID, Rig и т.п.)

Автоматическое спусковое устройство сохраняет натяжение верёвки, создаваемое полиспастом. После натяжения спусковое устройство блокируется, полиспаст разбирается.


Верёвка, выходящая из спускового устройства, со слабиной крепится к опоре. В случае перегруза системы верёвка начнёт проскальзывать через спусковое устройство, ослабляя натяжение троллея и уменьшая действующие силы. Чем сильнее натянут троллей, тем больше возникающие нагрузки.

Использование Petzl Stop



При использовании Petzl Stop для создания большего натяжения можно применить устройство в режиме "полу-стоп". В таком случае после натяжения, прежде чем заблокировать устройство, свободный конец верёвки, выходящий из Stop'а, прощёлкивается через дополнительный карабин для создания большей силы трения, которая понадобится, когда потребуется ослабить натяжение троллея.
Режим "полу-стоп"

Натяжение троллея при помощи прусик-блока


Троллей натягивается полиспастом, с использованием прусик-блока для фиксации. После натяжения полиспаст разбирается. Прусик-блок оставляется на месте. Верёвка, выходящая из блока, закрепляется к опоре таким образом, чтобы образовать небольшую петлю. Для простоты демонтажа троллея на противоположном конце верёвка должна быть закреплена узлом, который может быть развязан под нагрузкой: штык с обносом, мунтера-мула и т.п.

Прусик-блок создаёт некоторую защиту от перегруза системы: при превышении определённой нагрузки схватывающий узел начнёт проскальзывать, ослабляя натяжение троллея и уменьшая действующие силы.

Натяжение отдельным полиспастом

Классический способ в спортивном туризме, но, как правило, не самый оптимальный в промышленных работах. Натяжение создаётся отдельным полиспастом. Пока натяжение удерживается, верёвка фиксируется. После чего полиспаст снимается.

Узел УИАА

Если вы оказались в условиях дефицита снаряжения, то для натяжения троллея можно использовать узел УИАА. После натяжения, узел УИАА фиксируется узлом мунтера-мула или по методике SSF (Французской Спелеологической Спасательной Организации). Натяжение, которое можно создать таким способом, значительно меньше по сравнению со способами рассмотренными ранее. Кроме того, не просто сохранить натяжение троллея во время фиксирования узла УИАА.


Узел Мунтера-Мула
Блокировка узла УИАА по методике SSF

Никогда не закрепляйте троллей при помощи фиксирующих блоков или зажимов с зубчатыми кулачками (Petzl Pro Traxion, Micro Traxion, Ascension, кроли, бейсики и т.д.):